СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОВЗ

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

В ДОУ имеются следующие средства обучения :

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, печатный демонстрационный материал, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
  • аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
  • наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели);
  • тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках организованной деятельности по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов. 

Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, чтение художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка. 

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

         Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
         Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования элементарных математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

В ДОУ создана Мастерская «ТехноБУМ». Для её создания выделено помещение, произведён ремонт. В дизайне помещения участвовали родители детского сада. Из фанеры выпилены шестеренки, окрашены в яркие цвета — они символизируют приоритетное направление. Приобретена новая мебель: открытые стеллажи, что делает оборудование доступным; столы на колёсиках со стабилизаторами, что позволяет моделировать пространство и в тоже время зафиксировать положение стола). Вся мебель не имеет острых углов, приятная на ощупь; белого цвета, что позволяет ребёнку легко увидеть каждую деталь конструктора, особенно ребёнку с нарушением зрения. Приобретено игровое оборудование, интерактивные сенсорные панели. Игровое оборудование включает в себя «Дары Фрёбеля», магнитные и напольные конструкторы, конструкторы Лего, электронные конструкторы с движущимися механизмами, конструкторы с основами первого программирования. Определена модель  ТЕХНОСРЕДЫ в ДОУ. Данная модель  представлена на экране. Составлен график посещения Мастерской, у каждой группы по регламенту есть возможность посетить её 2-3 раза в неделю. Мастерская получилась содержательно-насыщенной, развивающей; доступной; безопасной; эстетически — привлекательной.

Одновременно с созданием Мастерской создавались мини — мастерские в группах. В  них разместили оборудование для технического конструирования. Мини — мастерские ярко оформлены и выделяются на фоне среды группы символами, характеризующими деятельность — КОНСТРУИРОВАНИЕ. Для создания особого корпоративного настроя, дети — будущие инженеры выбрали название, девиз и спецодежду, соответствующую данному виду деятельности.

Оборудование для художественного конструирования (различные виды бумаги, картон, клей, салфетки, ножницы; бросовый и природный материал) находятся в центрах изо-деятельности и ручного труда.

Продуманность и рациональная организация, создание среды как целостного пространства — организует детей, снижает тревожность и утомляемость.

Трансформируемость пространства позволяет детям самостоятельно определить место для творческой продуктивной деятельности, Все материалы и пособия имеют постоянное место. Напольный строительный материал размещается на нижних полках стеллажей или в контейнерах на полу и рядом стелется ковёр. Мелкий конструктор размещается в корзинах или прозрачных контейнерах. По условиям программы материал для деятельности дети определяют САМОСТОЯТЕЛЬНО!!! Вариативность и насыщенность среды это позволяет сделать.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды  кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр. 

Для  развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Для физического развития  в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах) , в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров,  скакалки, кегли, малый, кольцеброс, мяч баскетбольный,  теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям. Центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование:

На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.

Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.

Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами  для активной физической деятельности воспитанников.

Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации. 

В группах имеется игровой материал для познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста, музыкального развития, для продуктивной и творческой деятельности, для сюжетно-ролевых игр; игрушки и оборудование для игр во время прогулок; оборудование для физического, речевого, интеллектуального развития; игры, способствующие развитию у детей психических процессов. Созданы условия для совместной и индивидуальной активности детей. 

      В группах оборудованы физкультурные зоны с набором игр, пособий для развития движений, снятия статического напряжения; уголки закаливания с набором различных «дорожек здоровья», нестандартного оборудования; оборудованы уголки уединения для снятия психоэмоционального напряжения.

Каждая возрастная группа снабжена мини-методкабинетом, разнообразным дидактическими материалом, развивающими играми и игрушками, детской художественной литературой в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, реализуемой основной общеобразовательной программой и интересами детей.    В качестве ориентиров для подбора игр, игрушек, дидактического материала, издательской продукции выступают общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе, а именно: 

 -подбор оборудования в дошкольном учреждении осуществляется для всех видов деятельности ребенка, (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, трудовой, музыкально-художественной деятельности, восприятие художественной литературы), а также с целью активизации двигательной активности ребенка; 

 -всё оборудование, приобретенное дошкольным учреждением, отвечает санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; 

 — при подборе оборудования и определении его количества педагоги учитывают количество воспитанников в группах, площадь групповых и подсобных помещений; 

 — подбор оборудования осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью для них является игра; 
 — оборудование для продуктивной деятельности представлено оборудованием для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения: 

— набор оборудования для изобразительной деятельности в каждой возрастной группе включает материалы для рисования, лепки и аппликации; 

— оборудование для конструирования включает строительный материал, детали конструкторов разных видов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы; 

-оборудование для познавательно-исследовательской деятельности включает:

 — объекты для исследования в реальном действии и образно-символический материал: оборудование, относящееся к объектам для исследования в реальном времени, включает различные материалы для сенсорного развития.      Данная группа материалов включает и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочивания;

— группа образно-символического оборудования представлена специальными наглядными пособиями, репрезентирующими детям мир вещей и событий;

 -материалы и оборудование для двигательной активности в детском саду включают оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений. Инструктором по физической культуре изготовлено нетрадиционное оборудованное, применяемое на занятиях физической культурой. Игрушки в детском саду для детей дошкольного возраста соответствуют техническому регламенту о безопасности продукции, предназначенной для детей. 

     Игрушки используются: 

  • в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, способствуя развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления;

 • в совместной деятельности, игрушки используются одновременно группой воспитанников (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и для инициирования совместных действий – это коллективные постройки, совместные игры; 

 • для художественно-эстетического развития ребенка (дымковские игрушки, филимоновские свистульки, петушки, барышни) такие игрушки приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Более 30 лет мы восстанавливаем зрение детей дошкольного возраста